Марина и Сергей Дяченко “Vita nostra”.
А ты?
Входя в дома любые —
И в серые,
И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтоб вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Леонид Мартынов)
Противоречивое ощущение: книга оставила столько мыслей и одновременно – полное опустошение.
Не случайно, один из авторов – психолог. Эта его книга (как и другие) воздействует на какие-то глубинные ощущения в человеке. Каждый увидит в ней то, что близко именно ему.
Скажу о нескольких потрясших меня моментах.
Первое – не по сюжету – то, что особенно близко мне как педагогу. По сути любое обучение выглядит так, как описано в книге: мы изучаем нечто, непонятное нам, при этом чем точнее мы выполняем инструкции наставника, тем мы успешнее. Это со стороны ученика. Со стороны учителя: мы, педагоги, видим ВЕСЬ путь, которым мы должны провести ученика, а он – нет. И иногда наши требования могут казаться непонятными и странными. В романе это доведено до максимальной остроты: тексты для заучивания представляют собой непонятный набор символов, требования учителей – абсурдны и не поддаются никакому нашему пониманию. И результат – человек становится чем-то иным. В нашей жизни, например, из студента, каких сотни тысяч вдруг появляются врачи, обладающие набором качеств, знаний, умений и мировоззрением, которые присущи только им. В книги – опять максимально усугублено: человек становится НЕ-человеком. Кстати, именно вопрос веры и абсолютного доверия к учителю – тема и другого произведения - Борхес «Роза Парацельса».
Второе – тема ответственности за свои поступки. Причинно-следственные отношения – любимая опять же тема многих философских систем. Но, как правило, это абстракция: любой твой поступок ведёт к какому-то следствию. Верно. Но и индифферентно по сути. Здесь это показано иначе: поступаешь так – сразу же плохо близким (например, сердечный приступ у отчима Саши, болезнь ребёнка – сводного брата, смерть бабушки Кости). Возникает мысль о том, «какие гады эти педагоги, убийцы»… А в жизни разве не так? Ведь иногда причина и следствие так далеки друг от друга, что мы не можем и представить, какой из наших поступков может привести к гибели кого-либо, а какой – к спасению. (Да, как правило, мы не вдаёмся в эту философию и просто стараемся жить – честно и порядочно.)
Третье – тьма. Да, это самое страшное. Страшное тем, что в книге эта тьма как будто становится тем, что хорошо и правильно. А разве это так???
Как раз Света и Любви не хватает – мне не хватило – в книге. Именно это «дыхание тьмы» делает для меня роман таким «страшным». Может, я не всё могу объяснить, но чувствую: тьма не может – не должна быть – тем, к чему мы должны стремиться.
Это не всё, наверное, что так потрясло меня в книге. Про эпизод с ребёнком – даже думать не хочу, потому что у самой есть двое взрослых и двое мелких. Про отношения с Костей, про других студентов – можно рассуждать и рассуждать. Я выбрала то, что до сих пор очень ярко всплывает в памяти, в образах даже сейчас – спустя столько времени.
P.S. После этой книги я решила, что больше этих авторов читать не буду.
P.P.S. Начало книги – с некоторыми купюрами – я дала прочитать старшим дочерям. Всё-таки есть в этой книге нечто, что НАДО знать и над чем надо подумать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий