среда, 8 мая 2013 г.

"Идёт в шинели молодость моя..."


Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.
Ю. Друнина

Вчера моя мама получила из фотоателье фотографии - несколько военных фотографий моей бабушки. Она прислала и мне их - чёрно-белые старые снимки...
9 мая - особый праздник для нашей семьи.
Юность моих дедушки и бабушки пришлась как раз на военные годы. 
Этот сюжет очень любят в книгах и кино: 21 июня 1941 года выпускной вечер, юные и счастливые девушки и парни, а утром - война. Для нашей семьи - это прошлое. Настоящее прошлое. Так началась война для моей бабули - Селезнёвой Нины Валентиновны. Они собирались пойти в лес, на природу, вместо этого собрались в школе и стали готовить классы под госпиталь. Девушки. А парни - очень многие - сразу пошли в военкомат.
А дедушка - Селезнёв Пётр Иванович - 21 июня 1941 года получил пропуск на Ижевский оружейный завод. Он только-только приехал в Ижевск после окончания школы ФЗО (фабрично-заводского обучения).
Там, на заводе, они и встретились. Война уже вовсю звучала по стране, но юность... Они стали вместе проводить редкие свободные часы. Вместе пошли в военкомат, чтобы вместе пойти на фронт. Но деда не отпустил завод - он был оружейником, а оружие было крайне необходимо фронту. А бабулю взяли. И, окончив школу радистов, она начала свой уже фронтовой путь. 
Бабуля не любила вспоминать о войне. Маленькие, мы этого не понимали: как же - у нас СВОЙ ветеран! Просили рассказать, а она не рассказывала. Кое-что стала говорить уже в последние годы. Да и то, как я понимаю, далеко не всё. Очень критично относилась ко многим фильмам о войне. Говорила, например, что юбки им выдали только уже ближе к окончанию войны. Да и куда в них было? На переднем-то крае? Как у той же Юлии Друниной:

И вот опять бредёшь ты с вещмешком, 
Брезентовым стянувшись ремешком. 
Шинель до пят, обрита голова - 
До красоты ли тут, до щегольства? 
Опять окоп - солдатская постель, 
А одеяло - волглая шинель. 
Куда её перешивать? Смешно! 
Передний край, простите, не кино... 

Помню, рассказывала  о том, как вышли из окружения. Их сначала хотели всех расстрелять: ведь по законам того времени считалось, что в окружении они могли попасть к фашистам и стать предателями. Но отправили на задание, с которого, как считалось, они не вернутся. А она выжила...
Как за всю войну её лишь однажды товарищи-бойцы пристроили проехать хоть часть пути на машине. Но сидевший в кабине офицер не уступил места - поехала в кузове. А машина подорвалась на мине. Шофёр и офицер погибли сразу, а она получила контузию - но жива осталась!
После контузии - небольшой отпуск. Апрель 1944 год. Всё это время её в Ижевске ждал любимый человек. Тогда они и поженились. Какая свадьба? "Надела поверх гимнастёрки мамино пальто, и пошли в ЗАГС", - вспоминала бабуля. А потом - снова фронт.
И вот уже в 1945 году, после Победы, с товарищами ездила в Берлин и Вену. И оттуда  - единственные военные фотографии. "Рассмотрев их, я поняла, что все они  сделаны в один день. В этот день они ездили на экскурсию по Берлину и в Вену.. Там на одной, по-моему, памятник Штраусу. Я помню, мама рассказывала про это," - это мамины слова.


А этот снимок - уже после возвращения с фронта: 


Они прожили вместе 61 год! 
В 2005 году умер дедушка, в 2010 - бабуля. 
Но пока мы живы, живы и они в нашей памяти. Мы их помним и любим.  И 9 мая по-прежнему в нашей семье - один из самых главных праздников!

3 комментария:

  1. Хороший рассказ, интересный. Война тяжелое и страшное время. Много народу полегло, многие получили ранения у всех остаись не приятные воспоминания.

    ОтветитьУдалить
  2. Настя, замечательная история. Я вот своих фронтовиков не застала, мне никто не рассказывал о войне.Но мне всегда было интересно разглядывать медали дедушек, но где и за что они их получили никто не рассказывал. А остальные члены семьи не воевали, но были в оккупации, в блокаде, одна из бабушек была вывезена из страны.

    ОтветитьУдалить
  3. Война прошла по-своему через каждую семью. Надо писать, пока мы помним. А то наши дети уже ни от кого это не услышат...

    ОтветитьУдалить