вторник, 21 мая 2013 г.

Мысли вслух (2).


Юрий Слепухин «Киммерийское лето».


«Киммерийское лето» - не первая книга Слепухина, которую я прочитала. Сначала был цикл, который начинался романом «Перекрёсток».
Но «Киммерийское лето» - произведение не о войне. А о чём?
Так сложно бывает иногда определить однозначно – о чём. Первое, что приходит в голову, - о любви. О любви девочки-десятиклассницы и взрослого мужчины – историка, археолога. Любовь Ники и Дмитрия Игнатьева очаровывает. Особенно в юности. Наверное, такой любви и хочется большинству девушек – нежной, ответственной, без каких-то претензий и требований. Любви и слов: «Я буду ждать тебя всю жизнь». Любовь во многом меняет Нику, приходит понимание, что ты уже не только сама по себе, но и связана с жизнью другого человека.
Однако любовь невозможна вне времени и пространства. И в гармоничные отношения влюблённых внезапно вторгается очень давняя история, как будто не имеющая прямого отношения ни к Нике, ни к Дмитрию, - поступок, много лет назад совершённый матерью Ники.
Может быть, не всегда сразу понимаешь и даже удивляешься, почему так остро и безжалостно реагирует Ника на известие о том, что у неё есть брат, которого мама когда-то оставила в детском доме. Но, с другой стороны… Ведь это предательство. И – изначально – по отношению к мужу, и – конечно же! – по отношению к ребёнку. Да, у него всё сложилось хорошо – работа, семья, друзья. И он простил свою маму. Почему же не может простить Ника?
Возможно, именно потому, что эта история вскрывается в тот момент, когда она сама полюбила, собирается за любимого человека замуж, в перспективе – готова стать матерью. А для любой девушки образ материнства – образ матери. Неужели такое материнство может принять Ника в пору яркой первой любви? В пору взросления, когда чувство «правильно – неправильно» обострено до предела?
Да, любовь её изменила, заставила в чём-то повзрослеть. Но нужен ещё огромный путь к тому, чтобы понять: «Выше правды есть любовь, выше закона – милость, выше справедливости – прощение». (Слова, разошедшиеся в качестве афоризма, принадлежат, по некоторым источникам умершему Патриарху Алексию.) Любовь, милость и прощение – вот, что приобретает Ника через эту «покрытую пылью времени» историю. Но это сложный, долгий путь. Это путь не внешних, а внутренних изменений. И они требуют таких затрат души, что не остаётся для «просто любви» к Диме Игнатьеву. В какой-то момент кажется, что эта девочка-школьница становится старше своего взрослого возлюбленного.
И от этого открытый и словно «размазанный» финал. Будут ли они вместе? Это «перерождение» Ники сблизит ли их ещё больше? Или, наоборот, она станет настолько другим человеком, что их пути окончательно разойдутся?
Мне кажется, чтобы эта история стала более понятной и объёмной, надо знать историю учительницы  - Татьяны Викторовны Болховитиновой (которая в своё время мечтала стать Дежневой), описанной в романах «Перекрёсток», «Тьма в полдень», «Сладостно и почётно», «Ничего кроме надежды». Вот тогда и этот роман воспринимается иначе. Совершенно не случайно вводит автор этих героев, за ними тоже очень и очень непростая история любви.
Но ведь существует и такая мысль, высказанная Юлией Друниной:

Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Только кто того не усвоит,
и счастливой любви не стоит...

Комментариев нет:

Отправить комментарий