пятница, 7 июня 2013 г.

Воскресение.

Из окна - лес, за лесом поле,
Падает снег на озёрную гладь.
И еле слышен звон колоколен,
И воскресение, и благодать...
О. Митяев.

И снова о книгах... О произведениях, неимоверно близких для меня.
В мае для темы "Читаем вместе" были выбраны такие книги: 
1) Юрий Слепухин "Киммерийское лето". 
2) Марина и Сергей Дяченко "Vita nostra". 
3) Сергей Козлов "Мальчик без шпаги". 
4) Марина Цветаева "Феникс". 
5) Джон Голсуорси "Конец главы".

Обсуждение первых двух произведений шло на форуме очень активно. И это так интересно!!!
А вот оставшиеся три книги почти никого не привлекли. Поэтому хочу поделиться своими впечатлениями о них.

Сначала, пожалуй, остановлюсь на пьесе Марины Цветаевой "Феникс" и на романе Джона Голсуорси "Конец главы". Мне кажется, они во многом перекликаются. Чем? Давайте посмотрим вместе...

Итак, "Феникс" - пьеса о постаревшем Казанове. Даже не просто постаревшем, а об умирающем... Самая сильная и потрясающая - третья картина, которая так и называется "Конец Казановы"... Казанова сжигает свои бумаги - письма женщин, которых он любил за свою долгую жизнь, - и натыкается на письмо Анри-Генриетты, пророчески описавшее когда-то давно то, что происходит с ним сейчас (это отсылает нас к другой пьесе - "Приключение")... А ещё к нему является влюблённая в него молодая девушка, почти ещё девочка, готовая за ним следовать куда угодно: "Снег так снег, зной - зной, дождь - дождь, град - град..." И вдруг мы понимаем, почему женщины на всю жизнь не просто влюблялись в Казанову, а любили его. Потому что он сам любил каждую. Искренне, на самом деле... И даже сейчас, собираясь уехать, чтобы умереть, он не может противостоять этому чувству... И всё-таки уезжает. Конечно, один. Это последнее путешествие, в которое каждый человек отправляется в одиночку... А Франческу, уснувшую у него на коленях, прощаясь, заклинает: "И от памяти..." Почему от памяти? Чтобы не помнила его? Почему??? Можно думать, рассуждать, спорить. Когда-то для себя я решила: от памяти - чтобы она не помнила эту свою детскую влюблённость, чтобы их разговор потом вспоминала как сон, чтобы потом свободно и спокойно могла полюбить другого, а не жила воспоминаниями... То есть он хочет, чтобы жила она не в мечтах и грёзах, а в реальном мире. (Правда, при этом "сняв с руки кольцо, извечным жестом надевает ей его на палец"...) 
Как и в других пьесах Цветаевой здесь много аллегорий, недоговорённости. И именно это очаровывает. 
И совершенно иное по стилю, интонациям произведение Джона Голсуорси "Конец главы". Больше, конечно, известна его "Сага о Форсайтах", тоже любимая мною книга. Но "Конец главы", может, не настолько масштабный, но в чём-то неизмеримо более близкий роман. История Динни Черрел - её "безоглядная" любовь, эмоциональная смерть - и воскресение. Это тоже образы. Но в романе решаются такие "вечные" вопросы, как любовь, долг, верность, самопожертвование... Когда-то в юности многие, наверное, не только я, пытались решить: сколько раз человек может любить? или настоящая любовь только одна на всю жизнь? и что есть такое настоящая любовь - всепоглощающее чувство или то, что приходит незаметно и остаётся на всю жизнь?
Как умирающего Казанову в последние дни (часы? минуты?) жизни воскрешает любовь юной Франчески, так Динни возрождает к жизни спокойная и верная любовь Дорнфорда. И образ Феникса поэтому близок им обоим, а следовательно - и таким разным произведениям.

Иная по тематике книга Сергея Козлова "Мальчик без шпаги". Название в качестве противопоставления отсылает нас к книгам Крапивина о "мальчиках со шпагой". Как и у Крапивина, главный герой - мальчик. Только иной - растущий в неблагополучной семье, дружащий с вором, прогуливающий школу и заботящийся о пьющих родителях... Но тоже честный, верный слову, благородный и справедливый. Не хочется пересказывать - и не буду. Очень понравилось, как рассказано о настоящих педагогах на жизненном пути Тимофея - директор, учительница литературы... Несколько приключенчески-фантастический поворот, связанный с необычной пуговицей, не разрушает реалистичность образов и всего повествования. Эта книга заставляет нас, взрослых, задуматься о том, что можем мы дать детям - своим детям в качестве родителей, ученикам в качестве учителей. "Мы в ответе" за наших  детей - в широком смысле "наших": за детей, чьи жизненные пути так или иначе располагаются рядом с нашими. Как важны наши поступки и слова!!! 

P.S. Возможно, написала в этот раз несколько сумбурно. Потому что об этих трёх произведениях можно говорить так много!!! В каждом из них просто огромные пласты смыслов, мыслей, идей... Сказать обо всё невозможно. Да и кроме того - у каждого же своё восприятие мира, книг, действительности... 
И воскресение у каждого своё...

2 комментария: