Долго не могла собраться с мыслями, чтобы написать о тех книгах, которые мы читали в июне. На первый взгляд, они очень разные, а на самом деле - об одном. О чём? Оставлю этот вопрос пока без ответа, просто расскажу немного о своих впечатлениях по каждой книге.
1) Юрий Коротко "Виллисы". Эту книгу прочитала в выпускном классе школы. В журнале "Парус". Повесть потрясла. Тем более, что и сама я занималась балетом в детстве, и подружка моя всю жизнь танцевала именно классический балет, и мама её закончила хореографическое училище и танцевала в нашем музыкальном театре. Неужели так всё и происходит в училищах? - это был первый вопрос, с которым мы и обратились к Светлане Владимировне. Да, всё именно так... Теперь, став старше, я понимаю, что, наверное, в повести многое было смягчено (впрочем, полный вариант действительно более... жёсткий, реальный, откровенный). Сейчас сложно вспомнить, какие именно были тогда мысли. Но мы много говорили и о сюжете, и о героях. И теперь, будучи мамой, я очень хорошо понимаю, почему мою подружку её мама-балерина не то, что в училище, вообще не отдавала на балет. Но от судьбы не уйдёшь: хоть и позже, но Катя сама пошла заниматься, а теперь и вовсе преподаёт классический балет уже много лет в Испании. Но это - лирика, отвлеклась.
Что же важного для нас, взрослых, в этой повести сейчас? Мысль о том, как много надо пожертвовать ради любимого занятия. Юлька ради балета расстаётся с любимым человеком. Тот вопрос, кстати, который именно в наше время стал таким актуальным для женщин: семья или карьера. Мы видим, как решает его юная Юлька. Страшно наблюдать за покорёженными судьбами Светы Середы и Нины Титовой. А это тоже нам, родителям и педагогам урок: как опасно ориентировать ребёнка целиком на что-то одно, например, на балет. Я в школе наблюдала такие истории в классе хоккеистов. Дети начинали заниматься с 4-х лет. Родители вкладывали в это неимоверные усилия, деньги, время... У них был свой класс, чтобы они вместе учились, ездили на соревнования. Девять школьных лет их нацеливали только на хоккей. А я их взяла в 10-м классе, когда вдруг родители поняли, что их ребёнок, увы, не Малкин, не Третьяк, и НХЛ не обрывает телефон звонками со своими предложениями, и надо бы дать ребёнку образование... А упущено столько!!!! И безвозвратно.
Ой, опять я с книги на жизнь свернула... Может, потому что книга жизненная?
Из впечатлений ещё юности - признание Генки. И ответ Юльки. Немного печально, что так складывается их "история любви". Но, наверное, и в жизни это тоже бывает часто.
Люблю перечитывать эту повесть. Дала прочитать своим дамам. Им она тоже нравится, много разговоров и мыслей вызывает...
2) Жирмунский "Потерянный дом, или Разговоры с милордом". Книга очаровывает своей ироничностью, лиричностью, постоянными параллелями с разными произведениями мировой литературы. Оригинальная завязка сюжета - один дом в Ленинграде (книга написана в 80-е годы) взял и перелетел со своего места на другое. Постоянные параллели судьбы главного героя и автора, иногда даже не понимаешь, о ком идёт речь. За фантастическим сюжетом удивительно реалистичная зарисовка жизни тех лет. Об этой книге, на мой взгляд, можно говорить бесконечно. Но не хочется своими размышлениями мешать тем, для кого её прочтение ещё впереди. Приведу небольшую цитату (не очень относящуюся к основному сюжету):
"Вот скажите, мистер Стерн, сколько в английском языке глаголов, обозначающих процесс принятия алкоголя? Ну, синонимов глаголов «выпить» или «напиться»?
1) Юрий Коротко "Виллисы". Эту книгу прочитала в выпускном классе школы. В журнале "Парус". Повесть потрясла. Тем более, что и сама я занималась балетом в детстве, и подружка моя всю жизнь танцевала именно классический балет, и мама её закончила хореографическое училище и танцевала в нашем музыкальном театре. Неужели так всё и происходит в училищах? - это был первый вопрос, с которым мы и обратились к Светлане Владимировне. Да, всё именно так... Теперь, став старше, я понимаю, что, наверное, в повести многое было смягчено (впрочем, полный вариант действительно более... жёсткий, реальный, откровенный). Сейчас сложно вспомнить, какие именно были тогда мысли. Но мы много говорили и о сюжете, и о героях. И теперь, будучи мамой, я очень хорошо понимаю, почему мою подружку её мама-балерина не то, что в училище, вообще не отдавала на балет. Но от судьбы не уйдёшь: хоть и позже, но Катя сама пошла заниматься, а теперь и вовсе преподаёт классический балет уже много лет в Испании. Но это - лирика, отвлеклась.
Что же важного для нас, взрослых, в этой повести сейчас? Мысль о том, как много надо пожертвовать ради любимого занятия. Юлька ради балета расстаётся с любимым человеком. Тот вопрос, кстати, который именно в наше время стал таким актуальным для женщин: семья или карьера. Мы видим, как решает его юная Юлька. Страшно наблюдать за покорёженными судьбами Светы Середы и Нины Титовой. А это тоже нам, родителям и педагогам урок: как опасно ориентировать ребёнка целиком на что-то одно, например, на балет. Я в школе наблюдала такие истории в классе хоккеистов. Дети начинали заниматься с 4-х лет. Родители вкладывали в это неимоверные усилия, деньги, время... У них был свой класс, чтобы они вместе учились, ездили на соревнования. Девять школьных лет их нацеливали только на хоккей. А я их взяла в 10-м классе, когда вдруг родители поняли, что их ребёнок, увы, не Малкин, не Третьяк, и НХЛ не обрывает телефон звонками со своими предложениями, и надо бы дать ребёнку образование... А упущено столько!!!! И безвозвратно.
Ой, опять я с книги на жизнь свернула... Может, потому что книга жизненная?
Из впечатлений ещё юности - признание Генки. И ответ Юльки. Немного печально, что так складывается их "история любви". Но, наверное, и в жизни это тоже бывает часто.
Люблю перечитывать эту повесть. Дала прочитать своим дамам. Им она тоже нравится, много разговоров и мыслей вызывает...
2) Жирмунский "Потерянный дом, или Разговоры с милордом". Книга очаровывает своей ироничностью, лиричностью, постоянными параллелями с разными произведениями мировой литературы. Оригинальная завязка сюжета - один дом в Ленинграде (книга написана в 80-е годы) взял и перелетел со своего места на другое. Постоянные параллели судьбы главного героя и автора, иногда даже не понимаешь, о ком идёт речь. За фантастическим сюжетом удивительно реалистичная зарисовка жизни тех лет. Об этой книге, на мой взгляд, можно говорить бесконечно. Но не хочется своими размышлениями мешать тем, для кого её прочтение ещё впереди. Приведу небольшую цитату (не очень относящуюся к основному сюжету):
"Вот скажите, мистер Стерн, сколько в английском языке глаголов, обозначающих процесс принятия алкоголя? Ну, синонимов глаголов «выпить» или «напиться»?
– Я не считал. Думаю, что три-четыре найдется.
– А послушайте, как обстоят дела у нас. Для удобства счета я буду располагать синонимы триадами. Итак:
отпраздновать, совершить возлияние, принести жертву Бахусу, откушать, причаститься, приложиться, вздрогнуть, загрузить, остаканиться, поддать, влить, вдеть, дербалызнуть, дербануть, дерябнуть, пропустить, проглотить, принять, сообразить на троих (триада, милорд!), хлопнуть, клюнуть, бухнуть, зашибить, засосать, засадить, чебурахнуть, чекалдыкнуть, царапнуть, керосинить, керогазить, чибиргасить, загудеть, запить, нажраться, нализаться, нарезаться, назюзюкаться, промочить горло, заложить за галстук, залить за воротник, пропустить по махонькой, похмелиться, поправить здоровье, раздавить бутылек, банку, пузырек (тоже триада!), дернуть, треснуть, колдырнуть, кирнуть, тяпнуть, бацнуть, шибануть, хапнуть, гепнуть, врезать, вмазать, жахнуть, шарахнуть, шлепнуть, шваркнуть, выдуть, вылакать, набраться, залить зенки, налить глаза, оттянуться, налимониться, надраться, набубениться, перебрать, набраться, нагрузиться, упиться в сосиску, упиться в стельку, упиться в хлам…"
Кстати, всё повествование построено в форме диалога автора с английским писателем Стерном. И развязка удивительная.
Прекрасная, глубокая, философская и лиричная книга!
3) О повести "Повесть о господине Зоммере" Патрика Зюскинда я уже подробно писала.
4) Дина Рубина "Когда же пойдёт снег?" А с этим произведением меня познакомил муж, когда решил ставить по нему спектакль. В первый момент я возмутилась: мне показалось жестоким ставить спектакль о тяжело больной девочке. Сейчас я вижу смысл повести в ином... Если взрослых людей, даже пожилых так пугает смерть, то представляете, каково с этой мыслью жить подростку? А девочка живёт, радуется жизни и влюбляется, ищет смысл своей жизни, даже если она завтра вдруг завершится. С такими детьми в последние годы я работаю. Дети-инвалиды. С разными заболеваниями - и тяжелее, и легче. Но есть и те, которые тоже живут на грани. Вот в этом году по нашей школьной почте мы получили такое письмо об одной шестикласснице: "...Отчислена в связи со смертью". Сколько душевных сил надо, чтобы жить достойно, зная, что твоё заболевание неизлечимо, тяжело, иногда - смертельно... Ожидание снега - это ожидание перемен. Как хочется, чтобы это были перемены к лучшему!!! И мы видим, как меняется Нина - от резкого, безапелляционного подростка к юной девушке, любящей, принимающей всё, что происходит в её жизни и в жизни близких. Поразительна история бабушки, рассказанная Борисом: о любви и ожидании длиною в жизнь. Долгую жизнь... Автор не пишет однозначный финал. Мы не можем безоговорочно сказать, выжила ли Нина. Но так хочется надеяться на лучшее!!!
5) Рубен Гальего "Белое на чёрном". История - реальная - нерусского мальчика-инвалида, оказавшегося в советском детском доме для детей-инвалидов. Судьба каждого из нас ведёт по жизни... Так и меня к этой книге привело много разных событий: и практика в нашем доме престарелых, и шефская переписка с детьми из дома-интерната для умственно-отсталых. А сейчас - тоже работа с детьми-инвалидами. Так что обстановку в наших детских домах и домах престарелых я знаю не понаслышке. И детей, чей каждый день жизни - подвиг, тоже знаю. Повесть эта в чём-то очень страшная. Когда понимаешь, что рядом с тобой живут такие люди, в таких условиях. И сильная - некоторые способны бороться со всем: с болезнью, с условиями жизни, с отношением окружающих. Просто восхищает сила духа главного героя.
"Если у тебя нет ни
рук, ни ног, а ты к
тому же ухитрился появиться на
свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца
своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода. "
Есть у меня ученик, чья болезнь сопровождается атрофией мышц. Для него очень трудно удержать в руках вилку, кусок хлеба. Он не может сам взять гитару. Но мама вкладывает её ему в руки - и он играет. Научился сам.
Вот такие книги. Так что же всё-таки их объединяет? На мой взгляд, то, что в каждой жизни "есть место подвигу". Мы каждый день решаем свою жизнь, свою судьбу. Главные герои этих книг - люди, которые не перекладывают ни на кого ответственность за свою жизнь, не жалуются, не ищут виноватых. Они живут, делая свой выбор, своё дело. И это подвиг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий