Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь — она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ…
Из песни «Школьный вальс».
Правильно заданный вопрос - это уже полученный ответ...
Это не рукодельное сообщение, даже не размышление о книгах. И, наверное, не крик души. Просто то, о чём хочется сказать даже не кому-то, а хотя бы где-то...
Работая в школе уже немало лет, всё чаще вижу, как вынужденно учитель всё дальше отходит от детей. "Кто виноват? Что делать?" - это не те вопросы, которые я хочу поставить. Скорее - другие.
На мой взгляд, это отдаление вызвано, казалось бы, похвальным стремлением как можно больше улучшить работу учителя. А для этого, считается, надо как можно больше анализировать и планировать. Может, оно и так... Но что-то в душе не даёт мне согласиться с этим.
Для меня работа учителя - это то же самое творчество, что написание произведения литературы, создание картины... А для этого нужен план и анализ? Да, конечно, встречаю я сейчас и статьи о том, как планировать творческий процесс.
Но то ли я человек "непланируемый", то ли стереотипы какие-то во мне живы, а вот не совмещается в моём мировоззрении творчество и планирование.
Да, согласна, у учителя должен быть план - какую тему когда изучать, что в этой теме важное и необходимое, в какой последовательности. Но это совсем не то, что подробное "протоколирование" каждого предстоящего урока. Мало того - даже его составных частей.
Ну, как можно спланировать воспитательные аспекты литературы???? Вот иду я, например, сегодня в школу на урок, а на улице - внезапно! - первый снег!!! Так неужели я буду это игнорировать, если этого "первого снега" я не запланировала в августе, составляя рабочую программу. Да, бывает и такое, что от одного вопроса на уроке надо перестраивать весь ход этого самого урока. И это плохо и неправильно????
Ведь и наша реальная жизнь не поддаётся тотальной "планировке". Если ты не умеешь моментально чувствовать какие-то изменения, то не сумеешь и выстроить свою жизнь.
И думается, всё-таки главная задача учителя - научить младшего по возрасту человека ЖИТЬ, а не "применять полученные знания, умения и навыки".
Вот парадокс - для меня! - декларируя близость школьного образования к реальной жизни, на деле приводят к тому, что учитель всё дальше и дальше уходит от реального ученика, погружаясь в бумажки...
Как выжить?
Наверное, и этого нам для чего-то нужно...
Я - учитель. Для меня в первую очередь важно общение с учеником, с классом на уроке. Непосредственное и живое общение. Понимаю, что именно так могу что-то нужное дать ученикам средствами своих предметов.
А программы? Планы? Отчёты?
И от них никуда не денешься.
А ведь большинство из нас, учителей, перфекционисты - нам важно, чтобы всё было идеально. Но так ли важно быть идеальным во всём???
Просто вот сегодня, например, пришло такое понимание: если урок - это, безусловно, то, ради чего стоит "жить, чувствовать, страдать", то является ли таким "чиновничья" часть нашей работы?..
В наш прогрессивный век у учителя столько помощников-костылей в виде передовых технологий. А так ли необходимы они? Да, конечно, нельзя отрицать, что прочно вошли в нашу жизнь компьютеры, интернет, мультимедийные средства... А всё же, мнится мне, если тебе для того, чтобы говорить с учениками достаточно мела, доски и книги ( у каждого учителя она своя - художественная, научная...), то уже может состояться УРОК, ДИАЛОГ, РАЗВИТИЕ.
Вспомнилось... Известный роман известного писателя... Самое грозное оружие, меняющее судьбы мира, - МЕЛ, "мел судьбы"... Может, не случайно?
Это даже не мысли, скорее так - осколки, кусочки смальты, из которой можно сложить мозаику - картину, орнамент, знак.. Это просто вопросы... А ответы придут. Но не сегодня, не завтра. И их не принесут, не пришлют, не скажут... Любой ответ на любой вопрос ценен только тогда, когда каждый человек находит его сам...
"... Я вижу
Нутро картин, а не поверхность мнений.
Природа мысли такова, мой друг,
Что доведи любую до конца -
И вдруг палёным волосом запахнет..."
(Давид Самойлов "Учитель и ученик")
Настя, спасибо за текст. Заставляет задуматься.
ОтветитьУдалить