вторник, 7 мая 2013 г.

Как хорошо уметь читать!

Свою жизнь мне невозможно представить без книг. Да, конечно, я литератор. Но сначала - и в первую очередь - читатель. В последнее время, к сожалению, читаю не так много новых книг, многое перечитываю.

И очень радостно видеть единомышленников на просторах интернета. Благодаря "Читальному марафону", на форуме "Карусель фантазий" родился проект "Читаем вместе", который девочки попросили меня вести. Начали мы в апреле. 
Обдумывая список книг для чтения, я хотела собрать разные по стилю книги. При чём, такие, которые, честно говоря, редко попадаются людям.
Когда-то, работая в школе, на уроках литературы я иногда читала детям вслух некоторые произведения и близко не включённые в школьную программу – те, про которые я была почти уверена: вряд ли дети сами до них доберутся, а прочитать их очень надо. По разным причинам.
Вот и здесь я руководствовалась данным принципом.
Если идти в хронологическом порядке, то сама лично знакомилась я с этими произведениями в следующем порядке.
1)    Владислав Крапивин «Застава на Якорном поле». Эта повесть печаталась в журнале «Пионер» в середине 80-х. Тогда она меня поразила какой-то пронзительной нотой, нехарактерной для детских произведений того времени. Сейчас мне кажется, что она не очень-то и детская…
Эта повесть принадлежит циклу «В глубине Великого кристалла». Мною прочитаны почти все произведения цикла. Пересказать идею его – не очень хочется. Но, несмотря на гриф разных издательств «Для среднего школьного возраста», я абсолютно уверена: эти книги для нас, взрослых…
Читая повесть «Застава на Якорном поле» в школьном детстве, в первую очередь следила за сюжетом, за тем, как настойчиво мальчик Ёжики ищет свою маму, справедливо не веря в её смерть. И находит!
Спустя годы воспринимаешь и многое другое. Мне, как педагогу, очень близка, например, тема о том, какие разные взрослые находятся рядом с детьми, оказывают влияние на их жизнь.
Эту повесть я читала детям в классе. Они тогда были в шестом. Слушали очень внимательно, обсуждали азартно.
Я могу быть не права, и это очень личное мнение, но главную мысль я вот сегодня сформулировала бы очень близко к эпиграфу (если будете читать – поймёте) словами из главы другой замечательной книги: «Он задумался. Потом широко улыбнулся и медленно, очень четко произнес: «Ма‑ма».»
2)    Владимир Санин «Белое проклятье».
Как и предыдущая книга, она собрана у меня из журналов – печаталась тогда то ли в одном, то ли в двух номерах какого-то толстого журнала.
Прочитала, услышав, как делятся впечатлениями родители и бабушка.
Замечательное произведение о лавинщиках. Профессия, о которой мы почти не имеем представления. Кстати, Санин написал много книг о людях разных «экстремальных» профессий. Я очень люблю его произведения, посвящённые тем, кто работает в Антарктиде. Эта повесть написана очень легко, с юмором. Прекрасно оживляет повествование попугай Жулик со своим «непотребным» лексиконом.
Эту книгу перечитывала недавно – читала своим старшим девочкам. Сначала они просто слушали, потом втянулись так, что последние три главы мы прочитали за вечер.
И опять же – очень много тем затронуто: любовь и расчётливость, романтика и безрассудство, профессионализм и разгильдяйство, честность и приспособленчество, жизнь и смерть…
3)    Рассказ Борхеса «Роза Парацельса». С ним познакомилась в начале своей педагогической деятельности, изучая методику французских  (педагогических) мастерских. Привлек рассказ своей философией, вопросами веры и доверия… Когда мы знакомились с этим произведением в ходе мастерской, нам предлагали рассказ без нескольких последних предложений. Предлагалось «дописать» самим. В этих концовках отражались взгляды на проблемы ученика и учителя, чуда и науки… Кстати, на мой взгляд, какими-то мыслями, темами этот рассказ перекликается с романом Марины и Сергея Дяченко «Vita nostra». И со стихотворением Давида Самойлова «Учитель и ученик».
4)    Сергей Козлов «Дежурный ангел». Этого автора я открыла не так давно. Наш современник пишет о том, что находится рядом с нами – каждый день каждой жизни. О том, как «неудачник» может «от нечего делать» стать для кого-то ангелом. О том, что ангелом можем  быть каждый из нас. Для кого-то. Как в «Алых парусах»: «Если человек мечтает о чуде, сделай его…» (Не ручаюсь за точность цитаты.) О том, что нет в жизни белого и чёрного, что у каждого цвета множество оттенков, у каждой мысли – множество смыслов, у каждой жизни – множество… Чего? Прочитайте! Небольшой рассказ, а так много в нём заключено…
5)    Сесилия Ахерн «Время моей жизни» - последняя из проситанных мной книг (в этом списке). О ней я уже писала и не буду повторяться.

Если кому-то мой обзор поможет найти ещё какое-то произведение или какого-то автора по душе, буду очень рада!

1 комментарий: